Охотник - будь человеком!
Современная охота не может быть основана на чисто потребительском подходе. Осуществляются широкомасштабные мероприятия по завозу и расселению дичи, заготовке и выкладке кормов, соли, охране фауны, истреблению вредных животных и т. д. Долг каждого охотника — принять активное участие в этих мероприятиях.
В общественных охотничье-рыболовных организациях Украины установлен необходимый минимум трудового участия каждого охотника и рыболова — 3 чел. дня. Однако этого недостаточно. Охотники, особенно местные жители, должны не просто отрабатывать дни, а брать шефство над определенными участками, кварталами охотхозяйств или охотучастков первичных организаций и там строить биотехнические сооружения, заготавливать и выкладывать корма, осуществлять охрану диких животных. Работа в охотничьих угодьях должна быть не формальностью или повинностью, а новой формой хозяйствования в угодьях, общественной заботой о разведении дичи.
Современный охотник должен больше выращивать, нежели отстреливать.
Не менее важен моральный облик человека с ружьем, присущая ему культура и этика охотничьего спорта. Необходимо всегда помнить, что в той или иной ситуации охотник представляет многочисленных любителей охотничьего спорта, общество охотников и рыболовов. По его поступкам и поведению будут судить и о других охотниках. Поэтому, находясь в угодьях, сталкиваясь с различными людьми и ситуациями в быту (в том числе и с грубыми нападками противников охоты), охотник должен быть сдержан, корректен, не создавать конфликтных ситуаций. Ему следует быть готовым оказать помощь пожилым людям, детям — всем, кто нуждается в ней.
Находясь на охоте и попадая даже в самые нелепые и обидные ситуации, охотники не должны допускать грубости, ругани, сквернословия. «В лесу все можно» — формула людей, у которых отсутствует внутренняя культура, нет твердых нравственных устоев. На охоте всегда ценится доброе слово, легкий юмор, наблюдательность, меткость и художественность в изложении увиденного.
Охотники должны любить диких и домашних животных, воспитывать это чувство у детей, оказывать помощь животным, попавшим в беду, выхаживать молодняк, потерявший родителей, пресекать любые проявления издевательства над животными. Вспомним созданный Н. А. Некрасовым лирический образ старого охотника деда Мазая, самозабвенно спасающего зайцев в половодье:
«А чур,— зимой
не попадайся!»
Эта мазаевская черта любви к диким животным должна быть присуща каждому охотнику.
Охотникам следует с уважением, бережно относиться к добытой дичи. Пнувший ногой дичь — не охотник. Заслуживают осуждения поступки, когда человек прячет дичь, не говорит о ней своим товарищам или, наоборот, хвастается, носится с ней повсюду в общественных местах. Получившее распространение у некоторых охотников привязывание добытых уток к машине и въезд с ними в населенные пункты (обветривание дичи тоже имеет меру) граничит с хулиганством. У настоящего охотника, если охота по перу,— на боку ягдташ, на зайца — заплечный ремень или сетка, на пушную дичь, копытных животных — рюкзак. Что касается дальнейшей транспортировки вне угодий, то она решается с двух позиций: обеспечение сохранности дичи и отсутствие показного бравирования перед посторонними людьми.
Как здесь не упомянуть добрую традицию в некоторых зарубежных охотничьих хозяйствах, когда после коллективной охоты всю добытую дичь выкладывают в ряд перед охотниками? Ведь это охотничьи трофеи! И все участники их осматривают, высказывают замечания, поздравляют друг друга, руководитель охоты подводит итог. В соответствии с нормативами часть дичи здесь же распределяется между охотниками, часть сдается в торговую сеть.