Промышленная охота
Новые критерии современной охоты теснейшим образом связаны с потребностью в ресурсах для отдыха, в увеличении «цены природы». Но мы начнем наш разговор с традиционного показателя — с объема охотничьей продукции, ибо и в него ныне вкладывается новое содержание.
Повышение благосостояния народа, увеличение покупательной способности населения, эволюция моды и вкусов вызвали невиданный прежде массовый спрос на пушнину. Это дает нам основание говорить о резком росте ее, выражаясь языком экономистов, потребительной стоимости. Этот факт не мог не отразиться на отношении к поставщику ценнейшей пушнины -— охотничьему хозяйству. Ныне в этой продукции массового спроса нуждаются почти все советские люди.
Назовем несколько цифр, характеризующих объем натуральной продукции охотничьего хозяйства России — и промыслового, и спортивного (подразделить их трудно).
Ежегодно в нашей стране заготавливаются десятки миллионов шкурок диких пушных зверей, в том числе соболиных около 150 тысяч, беличьих — 4—5 миллионов, ондатровых — более 2 миллионов, песцовых — 50—60 тысяч, лисьих — около 250 тысяч. Сдается также немало шкурок куницы, колонка, выдры, горностая, хоря, зайца, крота и т. д. Ни одно зверохозяйство мира не в состоянии вырастить такое разнообразие пушных зверей. Ничуть не умаляя заслуг клеточного звероводства, этой перспективной отрасли сельского хозяйства, заметим: охотники собирают «урожай», выращенный самой природой. Если его оставить «на корню», он погибнет безо всякой пользы для человека. И хотя современное охотничье хозяйство нельзя вести без капиталовложений, без затрат материальных и людских ресурсов, они гораздо меньше, чем в звероводстве.
Говоря о так называемой «мясодичной продукции», мы также можем привести некоторые цифры. Так, ежегодно в стране отстреливается 30—35 тысяч лосей, 200—250 тысяч сайгаков (до введения запрета на Черных землях), 30—40 тысяч косуль, несколько десятков тысяч кабанов, благородных и северных оленей, кабарожек, диких козлов и баранов, около 10 миллионов различных зайцев. Добыча пернатой дичи составляет десятки миллионов штук в год. Все это, вместе взятое, составит десятки тысяч тонн мяса дичи.
Много это или мало?
Если сравнить с продукцией животноводства, то, в общем, маловато. Однако правомерно ли такое чисто механическое сравнение? Разве килограмм оленины или косулятины равен по своим гастрономическим свойствам килограмму говядины, дикая утка — утке домашней, равной ей по весу? Нет, конечно. Дичь для большинства жителей страны — деликатес, лакомство, украшение праздничного стола, продукт, приятно разнообразящий обычный рацион. Следовательно, и ее потребительная стоимость намного выше, чем мяса домашних животных, а спрос на дичь растет и будет расти по мере повышения нашего благосостояния.
Мы получаем от охотничьих животных не только шкурки и мясо; они дают нам кожевенное сырье, пух и перо, лечебные панты, наконец, красивые рога. Кстати, популярность охотничьих трофеев также постоянно увеличивается. Растет и их экономическое значение.
Наши охотники никогда не оставались безучастными к красоте рогов зверей, которых они отстреливали. Самые большие и развитые рога крепились на медальоны и помещались на стены в память о былых охотах. Но это было чистым любительством, лишенным традиций и экономического подхода. Наши цены за разрешение на добычу лося, оленя, косули пока совершенно не учитывают качества их рогов — размеров, веса, формы, числа отростков. За одну и ту- же сумму мы можем отстрелять и двухгодовалого бычка лося с маленькими рожками-спичками и громадного быка, голову которого украшают целые «лопаты».
Во многих странах давно ведется так называемая трофейная охота, разработаны таблицы для оценки качества трофеев (рогов, клыков и т. д.), установлены цены, учитывающие качество трофеев. Так, в Чехословакии плата за лицензию на добычу оленя с элитными рогами в десятки раз превышает цену на разрешение, выписанное на отстрел зверя с рогами низкого или среднего качества. Разница может составлять несколько тысяч крон!
Наши охотничьи трофеи на Всемирной выставке охоты, состоявшейся в Будапеште в 1972 году, привлекли всеобщее внимание, заняли много первых мест, получили высокие награды. Развитие трофейной охоты у нас будет способствовать увеличению доходности охотничьего хозяйства. Можно «продавать» такую охоту иностранным туристам. Это делается уже и сейчас, но в совершенно недостаточных размерах. Часть вырученной валюты можно будет направлять на развитие массовых, общедоступных видов охоты.
Итак, мы получаем от охоты много различной натуральной продукции. Хотя более или менее точная оценка ее стоимости, к сожалению, отсутствует, можно говорить о суммах порядка нескольких сотен миллионов рублей.